От Крещения до Пасхи
В церковь с детьми
21.04.06 18:55
- Ну, и куда ты, дочка, поехала? Да еще с таким пузом? - дедушка в плотно набитой маршрутке уступает мне, беременной на последних месяцах, место.
- Дедушка, в церковь...
- ???
* * *
Во уж куда приятно и очень легко ходить беременной, но только в будние дни. В церкви нет суеты. Тут время течет по-другому. Плавно, медленно, без истерик. Как раз в ритм беременной женщине. В ритм малыша или малышей, которые плавают в околоплодных водах орбит. Там тихо, спокойно. Ходила я в основном в дни будничные, когда народу поменьше.
Придешь рано утречком, сядешь на лавочку и сидишь тихонечко. Ждешь и слушаешь, как священник говорит мудрое слово всем прихожанам перед исповедью. А потом ждешь, когда священник уж сам позовет.
- Ну, давай, Дарьюшка, подходи!
Наклонишься, прошепчешь ему на ухо о своих смутах душевных, свечку отдашь, чтобы потом помолился обо мне грешной.
- Ну, наклоняйся.
Накроет он меня епитрахилью, молитву прочитает. И станет так легко на душе. Светло! Что даже детки в животе, чувствую, успокаиваются.
И во всем теле легкость. Видно, душе стало легко, легко.
* * *
Особенно тихо так перед причастием в церкви становится… Девочки на клиросе как ангелы поют. Бабушки молитву шепчут. А я обойду все иконы в нашем монастыре, прикоснусь к святыне, поклонюсь, поцелую... Будто к теплым, добрым дедушкам и бабушкам… Они меня словно "перекрестят":
- Мы с тобой, доченька! Ничего не бойся!
* * *
А как красив уклад иконы Богородицы! На черном фоне с любовью вышиты камнями и золотом узоры. А она, Божья Матерь, и этому богатству не рада. В светлой она печали. Обняла ласково сыночка, голову к нему наклонила и про себя плачет - Сыночек ее пойдет на смерть, чтобы грех наш искупить…
* * *
А когда подойдешь к алтарю, примешь хлеб и кровь Христову, совсем легко и радостно. И все тебя:
- Поздравляю, доченька! Возьми, радость, просфорочку да святой водой запей.
В этот день я свое внутреннее "богатство" несла в себе бережно, как драгоценность, боясь расплескать. Поэтому уколов окружающих не замечала, попросту из-за мелочей не расстраивалась, обиду ни на кого не держала. Была белой и пушистой.
* * *
У меня в церкви была любимая икона - Феодоровская икона Божьей матери. Она помощница и в родах, и в воспитании ребятишек. После службы я обычно садилась на лавочку и наблюдала, как яркий луч солнца медленно снимал тонкую тюль полумрака. На иконе вспыхивали звездочки красок.
* * *
Когда стала я в церкви знакомой и родной и послушницам, и сестрам-монашкам, и прихожанам, матушка мне разрешила читать Акафесты в стороночке. Молиться Святым за других людей, попавших в несчастье. Это было очень ответственно, но легко, потому что шло от сердца без натяги и нежелания.
* * *
В роды я шла с маленькой иконкой. Жаль, ее забрали. Но в палату на столик первым делом поставили. И мое сердце успокоилось.
* * *
Когда Сережа попал в реанимацию через 3 часа после рождения (по мнению врачей, недостаточно открылись легкие) и на третий день, когда его забрали от меня в Краевую больницу, моя мама, увидев маленькое распятое тельце малыша, уколотое иглами и обвитое немыслимыми проводками, заплакала…, но собравшись, сразу стала искать священника.
В этот деть священник прибольничного храма Отец Александр по воле Божьей, хоть и было на часах 3, не ушел домой, задержался. Он сразу понял, в чем дело. И пришел в палату с большим крестом, молитвословом и маленьким серебряным крестиком на ниточке. Моя бабушка стала крестной мамой Сережи.
И имя Сергей - это имя данное при крещении, (в мыслях я хотела назвать его Федором). Но выбрали Сергея, в честь Святого Преподобного Сергея Радонежского, которому я и молилась, с просьбой дать детей и к которому вместе с мужем мы ездили в Троецко-Сергеевскую лавру поклониться мощам святого.
* * *
Через неделю (хотя обычно деток правильно крестить через месяц после рождения) покрестили Сашу и Машеньку. Даже крестный моих детей Александр Иванович, видный начальник, удрал под видом срочного дела из Москвы на крещение деток.
Одно меня огорчило. Родной дедушка, по линии мужа, не вышел из машины.
- Крестить! Ишь, дань моде. Да они моих внуков простудят… - кипятился он.
* * *
Выбор крестного для своих деток - это очень трудная задача. Человек должен быть воцерковлен - постоянно ходить в церковь, молиться, причащаться, исповедоваться, соблюдать посты и праздники... Он должен быть духовным "отцом" или "матерью" всю жизнь, отвечать за поступки крестника, наставлять, не только привести в церковь, но и быть поводырем.
Увы, как и все, я поддалась искушению.
- А мы тоже хотим быть крестными! Крестные это так красиво! - радовались мои родные тетушки.
Обижать их я не хотела. Поэтому согласилась, чтобы они стали крестными Маши и Саши.
- Мы будем хорошими крестными!
Увы, когда сейчас веду малышей в церковь, они к моему огорчению, отговаривают меня. Зачем идешь? Детей не жалко? А себя не жалко? Дура - дурой…
Но это они от лени и непонимания.
- Эх… - вздыхаю я обычно.
- А ты помолись за них... - ласково вразумляет меня батюшка, - Не ведают, что творят...
* * *
Заметила, чем раньше ребенок крещен - тем проще. Маленький - он же спит беспробудно на руках у крестного мамы или папы. А вот если малышу месяцев 6 или больше - его удержать трудно. С ним больше хлопот.
Конечно, можно крестить ребенка, когда он на своих ножках, самостоятельно, придет в церковь, предварительно все ему объяснив и рассказав. Думаю, малыш поймет. Дети все понимают. Но как жить маленькому ребеночку без Ангела Хранителя все это время? Который и убережет его от чего-то, и маму вовремя позовет и предотвратит болезнь…
* * *
- Сними крестик. Неудобно ребенку! - ворчит свекр. - Еще удушится.
- Нет, не сниму! И не переживайте. - Настаиваю я на своем.
Если ребенок носит маленький крестик с рождения, он привыкает. Да и кто может оценить степень защиты этой, казалось бы со стороны, железки? На самом деле - она большая защита и оберег. Знали бы мы больше, чем видим, задумались бы.
Увы, больше всего меня в жизни огорчает стена непонимания - между моей семьей, которая ведет в церковь меня, малышей, мужа, и семьей свекра и свекрови, которая считает, что в церковь ходят люди слабые и от нечего делать.
* * *
Главное, чтобы сама мамочка была уверена, что крещение, поход в церковь, ношение крестика - это пребольшое благо для ребенка. Тогда все будет хорошо. Никто не заболеет, не простынет, и никого не сглазят в церкви (как обычно навязывают мнение молодым мамам взрослые, вроде бы и в годах, безбожники).
* * *
Дети до 7 лет - что ангелы. Им не надо исповедоваться перед причастием, как взрослым. Это великий подарок.
Было, конечно, трудно, очень трудно носить комочки-кулечки каждую неделю причащаться. Но спасибо моей маме. ЕЕ настойчивости и терпению можно позавидовать. Бывает, я расплачусь:
- Куда мы поедем! Детей не разденешь, там душно... я боюсь, что они вспотеют и мы их простудим!
- Не переживай. Давай найдем другой храм.
Вместо Благовещенского Храма, где народу, особенно на праздниках, очень много, мы пришли в Храм Иоанна Предтеча, что на Горького. Там внизу можно спокойно раздеться, повязать малышке платочек и подняться в хорошем настроении.
* * *
Лучше, конечно, когда к причастию идет мама, подготовленная, и ведет ребенка. Дети, они в малом возрасте все повторяют. Раз мама сделала, то и я повторю.
Но и сама, каюсь, редко исповедываюсь. Лишь завидую тем, кто может всей семьей подойти чистым к престолу.
* * *
Необязательно стоять с детьми всю службу. Достаточно приходить к самому причастью. Это часиков к 10. Или можно узнать у батюшки, когда точно. Чтобы ни вам в тягость, ни прихожанам. Им же тоже приходится отвлекаться от службы, слушая и переживая, как плачет и капризничает ребенок.
Причастив ребенка, обязательно дождаться окончания службы. А потом подойти и поцеловать крест. Мои всегда кричат:
- Мама, ты где? К Кресту! К кресту!
* * *
Когда детки устают, я усаживаю их возле церковной лавочки за столик. Прошу книгу у матушки - и мы смотрим картинки Библейские. Или если я пишу записки о молитве за здравие, детки рисуют и сидят тихонечко. Они знают - бегать и громко кричать тут нельзя.
* * *
А в воскресенье прошлое произошел чудный случай. Мальчика лет трех никак не могли не то чтобы подвести к причастию, а завести в церковь. Он кричал, плакал, извивался… Только за порог - сразу успокаивался. Мама и отец плакали. Бабушка накрыла его простыней, и только так удалось внести в церковь.
- Водила по бабушкам? - спросил батюшка маму.
- Да… - Виновато ответила она.
После причастия мальчик сразу же спокойно заснул на руках отца.
* * *
Наступает Самый Большой Праздник! С праздником ЧИСТЫМ И СВЕТЛЫМ ВАС милые мамочки, детки, папочки, бабушки, дедушки… сестры и братья! Христос Воскресе!
Дарья Мосунова
Предыдущий выпуск: "Белый журавлик"