Меню

По какой вы программе?

Первоклассники и шесть систем обучения

28.10.10 00:00
AD
Первоклассники и шесть систем обучения

«А вы по какой программе будете учиться?» - с этого сакраментального вопроса начинаются едва ли не все разговоры между родителями будущих первоклассников. И не случайно. Ведь в родительской среде уже не одно десятилетие бытует стойкое убеждение, что от того, по какой программе первоклашка будет осваивать грамоту и азы математики, зависят едва ли не его будущая карьера и благополучие.

Оставив за рамками сегодняшнего разговора само это далеко не бесспорное утверждение, попробуем разобраться: столь ли велика на самом деле разница между существующими программами начальных школ и что действительно стоит учитывать при выборе школы для будущего первоклашки. А поможет нам в этом наш постоянный собеседник, академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

Велик ли выбор?
- Хотя, на первый взгляд, достаточно велик - все-таки целых шесть программ, - при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это не так.

Принципиальное отличие есть только у программы Эльконина - Давыдова. Она предполагает высокую степень взаимодействия педагога и ребенка и предъявляет к ребенку повышенные требования в плане как навыков общения, так и общей подготовки. Как правило, в классы, работающие по этой программе, стараются отобрать детей, которые до школы уже хорошо читают, владеют звуко-буквенным анализом и даже умеют писать.

Остальные программы выстроены в традиционной логике. Среди них выделяется программа Занкова, которую отличает высокая интенсивность. Все остальные - «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XX I века» - являются вариациями традиционной программы и отличаются лишь в деталях. Наши исследования, о которых мы расскажем подробнее в отдельной статье, показывают: независимо от программы, к концу 4-го класса степень обученности детей основным навыкам письма и чтения оказывается примерно одинаковой. Так что выбирать стоит не столько программу, сколько учителя.

Доверяй, но проверяй
- Проблема еще и в том, что нередко школа декларирует одну программу, а на практике учитель комбинирует в своей работе элементы самых разнообразных программ и методических разработок.

И совершенно законно: сегодня учитель начальных классов имеет полное право самостоятельно выбирать, как именно строить процесс обучения, какие пособия и дидактические материалы использовать.

Поэтому даже если вас привлекает заявленный школой учебно-методический комплект, необходимо лично поговорить с учителем, чтобы выяснить:

- как учитель представляет себе работу по этой программе;
- какие использует дополнительные материалы;
- какие требования предъявляет к ребенку;
- какие возможные риски или проблемы он видит при работе по этой программе.

Риск - благородное дело?

- Какой бы интересной и привлекательной ни казалась вам та или иная методика, прежде чем выбрать ее для своего ребенка, следует взвесить все «за» и «против». Прежде всего это касается, конечно, наиболее сложных и интенсивных программ.

Так, хотя программа Эльконина - Давыдова не предполагает домашних заданий, на практике освоить весь - довольно сложный и объемный - материал на уроке, как правило, не удается. А значит, ребенку с первого класса достаточно много придется заниматься дома. И если помимо общеобразовательной школы предполагаются дополнительные нагрузки, делать это придется за счет сна и прогулок.

Программа Занкова менее сложна, но достаточно интенсивна. И у гиперактивных детей, у тех, кто имеет проблемы с концентрацией внимания, могут возникнуть сложности при обучении. Проблемы возможны и в том случае, если ребенок часто болеет: нагонять пропущенное ему будет довольно сложно.

Поэтому не стоит рисковать, выбирая программу интенсивного обучения, если ребенок:

- часто (больше 6 раз в год) болеет ОРВИ или у него есть любые хронические заболевания;
- имеет проблемы с эмоциональной регуляцией или концентрацией внимания;
- помимо общеобразовательной, посещает музыкальную, спортивную или художественную школу;
- будет долго добираться до школы на транспорте.

Речевые проблемы
- Отдельно стоит сказать о школах с углубленным изучением иностранного языка. В них бывают самые разные общеобразовательные программы, от традиционных до интенсивных, плюс изучение одного, а иногда и двух иностранных языков.

Я бы не советовала отдавать в такие школы детей, у которых были какие-то нарушения речевого развития, если они ходили в логопедический детский сад, занимались с логопедом в поликлинике.

Родителям часто кажется: если к моменту поступления в школу у ребенка скорректировано произношение всех звуков, то проблема решена. Однако речевое развитие - не только артикуляция. Если ребенок не в состоянии пересказать сказку или мультик, запомнить стихотворение, составить рассказ по картинке - это тоже свидетельствует о несформированности речевого развития. И программа школы с углубленным изучением иностранного языка будет для таких детей сложна, причем проявляется это обычно не сразу, а ближе к концу первого класса.

Источник: журнал «Здоровье школьника», ноябрь 2010

Журнал "Здоровье школьника" - единственный журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет.

Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325