Меню

Авто-школа

Азы для начинающих автомобилисток (продолжение)

AD


Мы уже научились правильно сидеть в водительском кресле, разгоняться и тормозить. Не открою Америки, если скажу, что этого не достаточно, чтобы выиграть в номинации "Водитель года". Теперь неплохо было бы разобраться с прохождением поворота и проблемами, которые нам в этом самом повороте грозят.

А ручки-то… вот они!

Не меньше правильно посадки важно положение рук на рулевом колесе. Если руль рассматривать как циферблат часов, то левая рука должна лежать между девятью и десятью часами, а правая - между двумя и тремя. Не стоит забывать и о хвате руля - он должен быть закрытый, но кисть оставьте расслабленной. Это позволит лучше чувствовать автомобиль, отдающий на руль часть информации о дорожной ситуации.

Еще одно важное правило: в повороте ведущей рукой должна быть та, что толкает руль, а не тянет. Это позволяет точнее дозировать угол поворота.

Жена моего друга водила автомобиль "одним пальцем". И это - не образное выражение. Разумеется, гидроусилители руля облегчили нашу жизнь, но расслабляться до такой степени не стоит. Друг в итоге переучивал жену, потому что знает: любое другое положение рук приходится на неинформативную часть рулевого колеса.

"Вот новый поворот…"

Одна из самых распространенных ошибок у водителей с любым стажем - неправильное прохождение поворота. Чаще всего мы перекручиваем руль, что на языке профессионалов называется "опережающим рулением". За счет скорости вращения руля неопытный водитель старается побороть возникшие сложности - занос или скольжение. Правильным же считается так называемое "упреждающее" руление, которое исключает возникновение таких проблем.

Как это выглядит в жизни? Вы подъезжаете к знакомому повороту, но по каким-то причинам машина начинает скользить передними колесами наружу поворота. Это означает, что был неверно выбран угол поворота колес в большую сторону. Из-за этого пятно контакта передних покрышек с асфальтом уменьшилось, но машина по инерции пытается двигаться прямолинейно.

Как всего этого избежать? Для начала "опробуйте" знакомый поворот на небольшой скорости. Двигаясь по прямой, начните притормаживать. Закончить торможение надо непосредственно перед началом поворота руля, что позволит максимально загрузить переднюю ось. Отпуская педаль тормоза, плавно поворачивайте рулевое колесо на угол меньший привычного. Если же становится понятно, что в поворот вы "не попадаете", то необходимо плавно, но быстро довернуть руль. При правильном выполнении этого упражнения автомобиль проходит поворот как по рельсам.

Кстати, взгляд должен быть направлен туда, куда вы хотите приехать, а никак не под капот собственного авто. Получается, что, входя в поворот, смотреть нужно туда, где он заканчивается и даже чуточку дальше. Уже одно это поможет вам выбрать верную траекторию: руки инстинктивно поведут машину по заданной кривой.

Еще одно, очень важное дополнение: автомобиль остается управляемым, пока не скользят передние колеса. Поэтому, если машина начала скользить, необходимо вернуть руль и, соответственно, колеса в прямое положение. Когда "скользячка" прекратится, продолжите выполнение поворота, но с меньшим углом поворота колес.

Скользкая дорожка

К сожалению, умение проходить поворот не спасает от нештатных ситуаций, например, поведение автомобиля на мокрой дороге. Таких проблем может быть несколько, рассмотрим каждую.

Занос задней оси на прямой. Если это произошло, ни в коем случае не отпускайте педаль газа полностью. На заднеприводном автомобиле газ нужно коротко подсбросить и как можно быстрее повернуть колеса в сторону заноса. Стабилизировав угол, продолжайте увеличивать тягу. По мере того как автомобиль будет выравниваться, плавно верните руль в исходное положение. Если машина переднеприводная, газ сбрасывать не нужно, наоборот, такой автомобиль нужно "доставать" из заноса тягой, поэтому ее уменьшение испортит ситуацию. А вот поворачивать колеса в сторону заноса также необходимо.

Занос задней оси в повороте. При движении по дуге траектория корректируется поворотом руля, создавая боковую загрузку. Следовательно, автомобиль не скользит, а катится как бы упираясь. В этот момент занос может возникнуть из-за резкого сброса газа и падения тяги. А на заднеприводном автомобиле - и при резком открытии газа и пробуксовке ведущих колес. Поэтому в повороте надо нажимать на педаль акселератора аккуратно, не лишая автомобиль тяги. Руль, корректируя траекторию движения, тоже нужно поворачивать плавно и без рывков. Если же занос возник, не стоит бросать газ. Надо лишь немного отпустить педаль и поворачивать руль в сторону заноса. Стабилизировав его угол, увеличивайте тягу на ведущих колесах, возвращая руль обратно по мере распрямления дуги и выравнивая автомобиль.

Скольжение. Соскальзывание с траектории четырьмя колесами происходит на дуге поворота. Так что не сбрасывайте полностью газ. Оставляйте на колесах максимально возможную тягу. Если же соскальзывание все-таки началось, нужно стабилизировать автомобиль. Погасить инерцию скольжения можно лишь на максимально ровном газу небольшими поворотами руля в сторону и обратно. Прекратив соскальзывание, плавно добавляйте газ, аккуратно возвращайте руль в прямолинейное положение и выравнивайте автомобиль.

Конечно, в таких ситуациях первая реакция - паника. Избежать ее вряд ли получится. Зато если выучить эту нехитрую памятку, в экстренной ситуации сработаете автоматически. Но лучшей профилактикой все-таки будет соблюдение скоростного режима.


Марго Бойко


Читайте на Еве.Ру "Авто-школа. Азы для начинающих автомобилисток"< /a>


Ева.Ру, форум
"Автомобили"

AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325