Таланты и поклонники
Детская одаренность: призвание или предопределенность?
Когда крошечный мальчик с важностью заявляет, что будет ветеринаром, а шестилетка, впервые отправившись в школу, утверждает, что обязательно станет учительницей, родители, как правило, только посмеиваются. Сколько еще воды утечет, пока на горизонте замаячит выпускной класс и можно будет всерьез задуматься о выборе будущей профессии для чада.
Но если у малыша проявляются редкостные способности к музыке, математике или, скажем, к рисованию, родители начинают прочить ему блистательную карьеру в области его дарований раньше, чем он переступит порог первого класса. Но правильно ли это? В последнее время психологи сходятся во мнении: далеко не всегда.
Легко ли быть вундеркиндом?
Как ни парадоксально это звучит, детская одаренность - непростое испытание как для самого малыша, так и для его родителей. В норме мозг человека устроен так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте. Так, например, речь наиболее активно развивается от полутора до двух лет, а моторика - с года до полутора, потом ее развитие постепенно замедляется, и далее развиваются и совершенствуются лишь какие-то специфические тонкие детали.
Но иногда в силу определенных причин какие-то зоны мозга активизируются преждевременно, и та или иная функция, например, механическая память, музыкальные способности, письменная речь начинают бурно развиваться. Мозг в этом случае работает буквально на пределе своих возможностей, и часто ему просто не хватает энергетики для нормального развития других, не менее важных навыков.
Именно поэтому ярко одаренные дети часто бывают эмоционально нестабильны, ранимы, а нередко по многим показателям отстают в развитии от сверстников. Так, например, рисунки пятилетнего ребенка, легко решающего задачи для третьего класса, могут соответствовать уровню трехлетнего, а маленький скрипач-виртуоз, случается, делает немыслимые ошибки при письме. А о бытовых причудах вундеркиндов, не умеющих завязывать шнурки и класть на место свои вещи, и говорить не приходится.
Чтобы такой малыш нормально рос и развивался, крайне важно гармонизировать работу мозга, уделяя основное внимание развитию тех навыков, которые даются ему с трудом. Но, как правило, все получается совсем наоборот. Родители, воодушевленные успехами чада, бросают на развитие его таланта все время, силы и средства, подчас не очень-то заботясь остальных сферах жизни маленького человечка. Ну, зачем, скажите, мучить математическими задачками будущего художника? К чему каллиграфический почерк и знание орфограмм тому, кто в уме перемножает пятизначные числа? В итоге врожденный дисбаланс в работе мозга с возрастом не только не уравновешивается, но, наоборот, усугубляется.
Зрители аплодируют, аплодируют… кончили аплодировать
Конечно, замечательно, когда ребенок легко, буквально играючи осваивает любимое дело, купаясь при этом в похвалах родителей и педагогов. А от дел нелюбимых, в которых они неуспешны, его, как правило, заботливо ограждают. Но без умения заставить себя заниматься не очень любимым и не очень интересным делом невозможно добиться серьезных профессиональных успехов ни на одном поприще.
Именно поэтому так часто детишки, блиставшие в раннем детстве, в старших классах школы и особенно в вузах поигрывают менее одаренным от природы сверстникам, которые привыкли преодолевать трудности, с которыми ежедневно сталкиваются дети в процессе учебы. И, не умея справляться с эмоциональными последствиями учебных неудач, вчерашние вундеркинды часто воспринимают их как настоящий жизненный крах.
Однако не менее опасна и противоположная крайность, когда способности чудо-ребенка в буквальном смысле нещадно эксплуатируют, заставляя его участвовать в бесконечных показах, конкурсах, фестивалях.
Спору нет, юному музыканту или художнику полезно сравнить свои достижения с достижениями себе подобных. Но только в том случае, если детский конкурс не превращается, как это часто бывает, в арену отнюдь не детских амбиций родителей и педагогов. Ничто не сказывается на детских талантах столь губительно, как напряжение, как физическое, так и эмоциональное, без которого не обходится ни одно подобное мероприятие.
Я сегодня не гуляю…
Стоит детскому таланту попасть в сферу пристального внимания взрослых, как жизнь ребенка оказывается подчиненной жесткому графику, выдержать который под силу не каждому взрослому. Репетиции, тренировки, дополнительные занятия по "продвинутым" программам - все подчинено высшей цели: развитию удивительного дарования. Когда уж тут повозиться с конструктором, помечтать, валяясь на ковре, побегать во дворе с приятелями!
Безусловно, как мы уже говорили, чтобы добиться серьезных успехов хоть в музыке, хоть в математике, хоть в живописи, действительно необходимо много трудиться. Но овладение определенным объемом навыков, пусть и впечатляющим для того или иного возраста, - это еще не творчество. Детское творчество невозможно вне игры, спонтанной, непосредственной, без указки и контроля со стороны взрослых. Иначе говоря, даже самый одаренный ребенок не сможет реализовать свои способности, если у него не будет возможности хотя бы часть времени оставаться наедине со своими играми, книгами и размышлениями.
К счастью, дети фантастически изворотливы и умеют обойти родительские запреты. Один из выдающихся российских музыкантов рассказывал, что мама заставляла его заниматься по четыре часа в день. Но сама она работала, а следить за выполнением этого требования попросила соседку по коммунальной квартире. Хитрый мальчик ставил на проигрыватель подходящую пластинку и удирал во двор играть в футбол - благо, жили они на первом этаже - и лишь время от времени возвращался, чтобы перевернуть пластинку. А добрая соседка лишь умилялась успехам юного гения, слушая музыку через дверь.
Срочно ищем друга!
Еще одна серьезная проблема одаренных детей лежит в сфере коммуникации. Эмоционально нестабильных, несговорчивых, парадоксально мыслящих детей далеко не всегда берут в компанию, да и сами одаренные дети чаще предпочитают шумным дворовым играм уединение или общество взрослых.
Но, не научившись полноценному общению, ребенок не сможет ни в полной мере реализовать свой талант, ни добиться серьезных успехов в выбранной сфере. Да и просто не будет счастлив.
Конечно, самобытному и нестандартному ребенку может быть просто нечем заняться со сверстниками из детского сада и двора, уровень развития и творческий потенциал которых на порядок отличается от его собственного. Если малышу скучно с одноклассниками или ребятами со двора, необходимо найти компанию таких же нестандартных приятелей, как и он сам.
Однако возникает естественный вопрос: как это сделать? Самый простой и разумный способ - приглядеться повнимательнее к детям, которые ходят вместе с вашим ребенком на занятия в кружок или студию, ведь у них общие увлечения и интересы, а значит, им всегда будет о чем поговорить. С другой стороны, конечно, нет никакой гарантии, что среди них найдется ребенок столь же своеобразный и самобытный, как ваш.
В этом случае можно попробовать и другие пути, например, поискать родственную душу через родительские Интернет-сообщества. Ведь, возможно, буквально на соседней улице сидит еще один маленький гений, с которым некому дружить. Однако не стоит искусственно ограничивать круг общения малыша: для гармонизации личности ему гораздо полезнее общаться с детьми, на него не похожими и обладающими чертами характера, ему не свойственными. Да и жить ему придется не в заповеднике для гениев, а среди обычных людей, а значит, нужно мягко и постепенно учить кроху понимать их и ладить с ними. Обязательно обращайте внимание ребенка на положительные черты его менее одаренных приятелей: "Ну и что, что Миша не играет на рояле? Зато он такой великодушный и щедрый, всегда делится с тобой игрушками".
Поверх барьеров
Еще одна проблема, с которой неизбежно сталкиваются родители одаренных детей, - это выбор школы. Наша средняя школа рассчитана на среднестатистического ребенка. Всем, кто отличается, в ней неуютно. Интеллектуально одаренные дети, проглотив еще до первого сентября все учебники от корки до корки, откровенно скучают. А нередко их нестандартные идеи и не вполне корректный стиль поведения выводят учителей из себя.
Как правило, родители стараются отдать их в школу пораньше, определить сразу во второй или третий класс. Но это не выход из положения. Во-первых, в первом классе происходит психологическая адаптация, дети притираются друг к другу, складывается иерархия, распределяются социальные роли. И новичку, пришедшему сразу во второй класс, тем более если у него нет социального опыта, будет очень тяжело влиться в этот коллектив. И очень часто у детей бывают настоящие эмоциональные срывы, вплоть до детских неврозов. Вернуться назад нельзя: ребенок уже прошел программу первого, а то и второго класса, ему будет неинтересно. К тому же для ребенка возврат в первый класс будет казаться настоящим личностным крахом. А эмоциональный срыв, в свою очередь, чреват плохой успеваемостью. Невозможно хорошо учиться, когда ты не принят сверстниками, когда тебя обижают, насмехаются, что ты самый маленький.
Но даже если малыш кое-как адаптируется в начальной школе, в средних классах проблема вспыхнет с новой силой, когда 12-13-летнему ребенку будет крайне неуютно в компании 14-15-летних одноклассников, уже сформировавшихся физиологически, с совершенно иным, чем у него кругом интересов. Ребенок во второй раз оказывается белой вороной, чувствует себя неполноценным, изгоем. Это колоссальный стресс, тем более для ранимого, эмоционально нестабильного одаренного ребенка.
С другой стороны, как бы ни был ребенок развит интеллектуально, психологически он будет соответствовать возрастному уровню развития. И очень многие учебные задачи будут для него просто непосильны из-за психологической незрелости и отсутствия элементарного жизненного опыта. Так, например, двенадцатилетний ребенок может справляться с математическими задачами для 9 класса, но не в состоянии будет освоить многие произведения, входящие в программу по литературе, осмыслить глобальные процессы, о которых идет речь на уроках истории.
Правильнее искать школу, работающую по интеграционным программам, позволяющим интеллектуально одаренным детям реализовать свои таланты, гармонично развиваясь и полноценно общаясь со сверстниками. Как правило, в таких школах ребенок под руководством педагогов может корректировать уровень сложности изучаемых предметов, выбирать форму контроля за успеваемостью. К примеру, вместо контрольной - реферат, вместо экзамена - самостоятельную проектную или исследовательскую работу.
В старших же классах, когда интересы ребенка окончательно определятся, можно выбрать лицей с профильным обучением.
"Заповедник талантов" или "детки в клетке"?
Не меньше сложностей испытывают в школе и дети, чьи интересы находятся вне школьной программы - маленькие музыканты, художники, лицедеи и просто мечтатели. По горло занятые после уроков или просто равнодушные ко всему, кроме собственного творчества, часто они не справляются со школьными заданиями и не вылезают из двоек и троек. Для творчески одаренных детей, правда, тоже есть спецшколы. Но вот стоит ли туда стремиться, большой вопрос.
Да, действительно максимум внимания здесь уделяется специальным дисциплинам, ориентированным на профессиональную деятельность в будущем. А вот общеобразовательные предметы преподаются кое-как. А, как мы уже выяснили, одаренным детям для гармоничного развития необходимо развивать как раз те сферы деятельности, в которых они не сильны.
С другой стороны, в таких школах, чтобы перейти в следующий класс, ежегодно необходимо проходить творческий конкурс. Не сумел подтвердить свою компетентность - уходи в обычную школу. Но, помимо того, что это само по себе - тяжелейшая психологическая травма для маленького человечка, подумаем: куда пойдет ребенок, имеющий весьма смутные представления о школьной программе? А если, окончив престижную школу, он по каким-то причинам не сможет или не захочет быть музыкантом или художником, поступить в другой, нетворческий вуз будет уже практически невозможно. Поэтому лучше все же поискать хорошую школу с гуманитарным уклоном, где таланты вашего чада будут оценены по достоинству, а ребенок не будет испытывать особых проблем с учебой. А творческие способности лучше развивать в районных музыкальных или художественных школах, после которых, кстати, при определенном усердии, тоже можно продолжить образование в училище, а потом и в вузе.
Текст: Ася Штейн, специалист по раннему развитию и семейной педагогике.
Источник: журнал "Растим Ребенка"< /a>
Читайте в журнале "Растим Ребенка"< /a> в сентябре:
Теория и практика воспитания от Михаила Полицеймако
Год за годом: актуальные новости и советы
Контрольная от Айболита: подводим итоги и награждаем отличников
Можно ли заменить одни продукты другими?
Необычные методики обучения чтению
Где отдохнуть в бархатный сезон? И другое…
Читайте на Еве.Ру: "Детское место. Выбираем автокресло для малыша"< /a>