Меню

Мой ребенок самый-самый...

Каждый развивается по-своему

AD


Сижу я на лавке и думку гадаю,
Чего мой ребёнок не ходит? Не знаю!
Ведь все же детишки месяцев в восемь
Все ходят и бегают, писаться просят.
Сижу я все там же, да думку гадаю:
Чего мой ребёнок совсем не читает,
Ведь целых два года, ребята, ему,
А он не читает, a "му" всё да "му"!
Как жить дальше будем, люди скажите!
Проблему такую вы как разрешите?
Быть может, кто мудрый, подаст мне совет?
Эй, кто-нибудь есть тут? Дайте ответ!

Сколько раз каждая из нас слышала от своих подруг или от других мам на детской площадке, что вот её ребёнок в год уже знает все буквы или в 2 года читает, а в 3 пишет и уже на 3-х языках. Сколько раз при этих словах каждая из нас удивлялась способностям чужих детей или неспособностям своих, огорчалась и задумывалась о том, что мало даёт своему чаду, начинала задавать вопросы о том, как добились таких результатов , да и вообще...

А не приходило ли нам в голову, что все это самое обыкновенное хвастовство? А не приходило ли нам в голову, что это просто не нужно нашему ребёнку? Что всему своё время?

Конечно, приходило, но все-таки...

Итак, попробуем разобраться в том, что касается развития ребёнка ,как физического так и умственного.

Все начинается с начала

Действительно, с первого же дня мы следим за своим драгоценным чадом, и ждём от него чудес: когда же он/она улыбнётся, когда засмеётся, когда заговорит, пойдёт и т.д. Одновременно со всеми нашими ожиданиями мы, сидя на детской площадке, или в форуме, или ещё где-то, слышим от других: "А мой ребёнок в 5 месяцев уже сидел", "А мой в 7 месяцев пошёл" , "А мой в 8 месяцев заговорил". Но если задуматься, то для кого-то пошёл по стеночке или с мамой за ручку - это ПОШЁЛ, для кого-то сказал: "мама" - это заговорил.

А если даже и правда, и заговорил, то так ли это важно? Ведь у каждого ребёнка просто на все своё время: один пойдёт в 9 месяцев, будет спотыкаться и набивать себе шишки, а другой - в год и 2 месяца и сразу уверенно побежит ,и падать уже не будет. Один заговорит в 9 месяцев и потихоньку будет набирать словарный запас, ошибаться, неправильно произносить слова. Другой в 3 года заговорит, но так, что заставит родителей раскрыть рты и записывать за ним каждый день выдаваемые новости.

Поэтому не стоит расстраиваться и думать ,что Ваш малыш хуже тех ,которые уже умеют делать то, чего не умеет Ваш. Ведь это ничего не значит, и уж точно не говорит о том, что Ваш ребёнок отсталый или что Вы плохая мама. просто Ваш ребёнок другой, они (дети) вообще все разные.

Мы все учились понемногу

Почему мы считаем ,что ребёнок должен непременно начать читать в 3 года - ну или когда мы сами начали это делать, ну уж никак не позже? Ребёнок ничего никому не должен, по крайней мере в возрасте 3-х лет. Я имею в виду развитие. Ведь одного интересуют буквы, а другого нет. Одному нравится собирать паззлы, а другому нравится рисовать.

Как-то читала в форуме, что у одной девочки ребёнок в 8 месяцев знал все буквы. Когда её спросили, умел ли он говорить, она сказала, что нет, но он глазами показывал на кубик, на котором была изображена буква, которую она называла. Меня просто смех разобрал, да и многие очень скептически отнеслись к её заявлению, но в голове мыслишка все же мелькнула: "А мой-то в 2 года ни одной буквы не знает". И многие так подумали.

Но если задуматься получше, то возникает вопрос: кому надо, чтобы ребёнок в 8 месяцев знал буквы? Ответ напрашивается сам собой: маме, которая очень хочет потешить своё самолюбие, ведь ей есть чем похвастать перед другими. И вот, чтобы не было мучительно больно, мы начинаем учить наших детей по кубикам Зайцева, по методике Монетссори и по другим умным и не очень методикам, книжкам. И не задумываемся, что может быть, наше чадо не имеет способностей к чтению, а будет рисовать, например. Или не может петь, ну просто не может и все - а зато в математике преуспеет. Но мы очень часто, не задумываясь, все решаем сами, идя на поводу у своих скрытых неосуществлённых желаний, мечт, так сказать, порой отбивая у ребёнка охоту учиться очень надолго. Просто все должно быть в меру, и вообще надо очень осторожно относиться ко всем вопросам раннего развития.

Вот по Никитиным, например, ребёнка надо в 3 недели начинать учить плавать. И правда, у ребёнка есть инстинкт, он умеет задерживать дыхание в воде и этот инстинкт желательно сохранить. Но ждать, что Ваш малыш в год поплывёт - просто смешно. Нет, он конечно может проплыть полметра, когда прыгнет к Вам с бортика бассейна. Но не больше.

А ведь кто-то скажет: "Мой сын плавает в год!", а кто-то, наоборот: "Вот, обещали ,что в год поплывёт, а она никак!". Что можно тут сказать - несбывшиеся надежды или что? Просто, если Вы со своим малышом пошли в бассейн плавать , то не ждите от него/неё грандиозных успехов непременно и сразу, а просто наслаждайтесь пребыванием в воде вместе с ребёнком и знайте, что плавание в принципе полезно для здоровья. И уж конечно не слушайте тех, кто Вам рассказывает о необыкновенных способностях своего ребёнка. И никогда не пытайтесь сравнивать детей, по крайней мере в столь нежном возрасте.

Что мы имеем с гуся

Вполне понятно, что дети, рано начавшие читать, к определённому возрасту сравниваются со своими сверстниками , начавшими читать позже. Соответственно, ничего такого уж сверхположительного в раннем умении читать нет.

А вот отрицательное есть. Во-первых, может испортится зрение. Во-вторых, у ребёнка может появится негатив по отношению к чтению - надоест и все. Ведь мамы очень часто хвастаются своими детьми и просят что-нибудь почитать "на бис", а ребёнку это в какой-то момент надоедает. А если уж у малыша что-то не получается или получается не совсем так, как хотелось бы маме, то тут и до комплексов недалеко. Ведь маленькому человеку очень хочется, чтобы мама радовалась за него.

Поэтому, если уж занялись с ребёнком чтением, то делайте это осторожно и ненавязчиво. Ну а если малыш сам хочет читать, то тут конечно не стоит упускать такой возможности.

Кроме всего прочего, может возникнуть ситуация, когда ребёнок начинает считать себя выдающимся благодаря каким-то вещам, которые он уже умеет делать (например, читать), а его сверстники ещё нет. И в тот момент, когда у такого "выдающегося" ребёнка что-то не получается, его самооценка резко падает.

А ещё очень часто происходит так: дети - "жертвы" раннего развития в тот момент, когда их догоняют сверстники, начинают чувствовать себя очень некомфортно. Ведь они были самыми лучшими, а тут вдруг кто-то становится таким же. И таких все больше и больше, и теперь, чтобы снова стать лучшим, надо потрудиться. А вот с этим может быть не всегда хорошо, ведь ребёнок и так был лучшим, а тут вдруг надо учиться и добиваться чего-то - а он не умеет.

Писать о раннем развитии можно много. Главное, помнить, не надо фанатизма, он вообще в любом виде не приносит плодов, а в отношении детей - тем более. Конечно, каждая мама решает для себя, что лучше её ребёнку. Но все же задумайтесь, сколько всего можно поделать дома с ребёнком, кроме занятий по методикам раннего развития. Ведь сколько раз мы читаем в форумах, как мамы недоумевают, почему их дитя не хочет что-либо делать согласно методике, тогда как другой ребёнок это делает с удовольствием. Если не хочет ребёнок, значит не надо. Я не говорю о детях школьного возраста, а только о тех, кому ещё до школы как "до луны пешком". Просто часть методик очень односторонне направлена и не подходит всем.

Да и вообще, как мне кажется, дети лучше всего развиваются в группе, хотя опять же не все. И возможно, под руководством опытного педагога методика действительно будет работать. Но мы же далеко не все можем быть учителями , тем более по отношению к собственным детям. Поэтому пусть лучше каждый занимается своим делом. Так что если Вы уж очень хотите научить своего ребёнка читать в 3 года, и Ваши попытки не увенчались успехом, попробуйте отдать ребёнка в группу. Может быть, опытным педагогам это удастся лучше, чем Вам. А может быть, просто стоит подождать ещё год-полтора, и Ваш малыш сам захочет научится читать, чтобы не просить об этом маму и папу. Подумайте над этим..

И уж конечно не стоит расстраиваться, если Ваш ребёнок в 9 месяцев ещё не ходит и не говорит. Все придёт в своё время. Много ли Вы видели взрослых людей, не умеющих читать? А детей в первом классе, которые ходят в подгузниках? Список можно продолжить, поэтому не стоит зацикливаться. Надо просто жить и радоваться своим детям и принимать их такими, какие они есть, не требуя от них каких-то невероятных успехов.

И напоследок "бородатый" анекдот:

Мальчик не разговаривал до 6-ти лет. Сколько с ним ни занимались, ни водили к логопедам, все было бесполезно. и вот однажды за столом ребёнок вдруг произносит: "Суп несолёный". Ну, все в полном восторге! Заговорил! Мама спрашивает его:

- Почему ж ты молчал все это время?

- А до этого все было нормально!

Так может быть, стоит недосолить суп?...


Julia

Статья участвует в конкурсе "Лучшая статья месяца"
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325