математика 5 класс Никольский-Виленкин

копировать

Всем здравствуйте!
Я никак не могу понять, в чем существенное отличие между учебниками ВИЛЕНКИНА и НИКОЛЬСКОГО.
В школе ребенкиной учат по Никольскому, а ВПР давали не по нему. Там были десятичные дроби, а наши их еще не проходили. Я беспокоюсь сильно. Хотим в следующем году поступать в 7 медицинский класс в 1535 или 1253, но не пойму, какой учебник штудировать. Дочка хорошо соображает, хочется обойтись без репетитора. Подскажите, как быть.

копировать

да, с десятичными дробями у Никольского действительно засада. Но в 6-м классе выравнивается программа

копировать

Выбираете вот здесь https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/ нужные учебники и сравниваете темы. Если какой-то не хватает, там же берете и разбираете.

копировать

Так в том и отличие. В Виленкине весь 5 класс изучают десятичные дроби, а в 6-ом - обыкновенные. А в Никольском - наоборот. Весь 5-ый - обыкновенные, а 6-ой - десятичные. К концу шестого все будет у всех. Но есть ряд типов задач, которые лучше объяснены у Виленкина, а есть другие типы, которые лучше даются по Никольскому.
Но в 7-ой без проблем перейдете. А вот переходить из 5 в 6-ой, если был Виленкин, а будет Никольский или наоборот - это по сути год осваивать самостоятельно.

копировать

Спасибо за подробный ответ!

копировать

У наших был Виленкин, прошли обыкновенные, и десятичные. Причем начали с обыкновенных, десятичные в конце года.
UPD. уточнила у ребенка - не было умножения и деления обыкновенных дробей. Умножение и деление десятичных было.

копировать

По обыкновенным в Виленкине только повторение. Дроби с одинаковым знаменателем. Основная же часть - это когда знаменатели разные. И начинается все с нахождения НОК и НОД. Это шестой класс по Виленкину.

копировать

да, выяснила уже у ребенка
прикольно, а я еще удивлялась, что он НОК и НОД не знает

копировать

Да. А у Никольского НОД и НОК это прям с начала 5го.

копировать

Потому что у Никольского сразу идут обыкновенные дроби в полном объеме. Сложение, вычитание, умножение, деление.
А без НОК и НОД освоить эти действия невозможно. Причем у Никольского сделано все качественнее, чем у Виленкина в 6-ом. Более последовательно и более внятно. Хотя в целом он и проще.
Поэтому как базовый его лучше брать, на мой взгляд. По нему любые дети успешно обучатся. А добавить более сложные вещи для сильных детей и взять дополнительно какие то темы, которых нет в Никольском по другим пособиями - всегда проще.
Но дальше детям, которые изучают обыкновенные дроби, дают на ВПР примеры на десятичные и у родителей складывается впечатление, что их не тому учили. Да если детям, которые по Виленкину шли, составить контрольную по Никольскому - они еще сильнее просядут!
Большие проблемы у составителей ВПР, Причем годами ситуация не меняется. А всего то и надо сделать два варианта под два типа программ: для тех, что проходит программу 5-6 класса по схеме Виленкина (или, например, Мерзляка и так далее) и для тех, кто проходит программу по схеме Никольского (или, например, Бунимовича и так далее). Они разные вещи проходят за 5 класс и разные навыки надо проверять. При этом совершенно аналогичные контрольные можно дать к концу 6 класса. Тогда уже можно их и сравнивать. Но вы попробуйте дать ребенку с Виленкиным задачи на совместную работу, например, он и не слышал о них, скорее всего, если учитель не добавлял их отдельно. А для ученика, учившегося по Никольскому, такие задачи рутина.

копировать

Задачи на совместную работу у Виленкина есть

копировать

А есть вообще список учебников, на основе которых составляется впр? У нас ещё география, биология не совпадает с темами впр.

копировать

у нас тоже самое. такое чувство, что впр пишут люди далекие от школы

копировать

По математике все ВПР прописаны под Виленкина. Различия с Никольским описала выше.
Похож на Виленкина - Мерзляк. На Никольского похож Бунимович.
Петерсон все успевает прогнать за 5-ый класс. Но плохо. Только потом дыры и затыкаешь после нее.

копировать

А что порекомендуете допом к Петерсон в 5 классе брать и какие темы? Спасибо!

копировать

Тут надо знать уровень вашего ребенка. Петерсон я вообще не рекомендую. Она скачет по темам. Вечно гонится за двумя зайцами с соответствующим результатом у подавляющего большинства.

Я бы посоветовала Никольского, он проще для родителей с точки зрения понимания методики, и, начиная со второго полугодия, попросила бы решить выборочно примеры. Посмотрела бы как будет вычислять, допустим: 21 3/17 - 5 19/51. Если будет переводить все в неправильные дроби, вместо того, чтобы занять единичку, обучен плохо. Надо найти где этот момент объясняется в учебнике, разобраться самому, показать ребенку и отработать. Дальше умножение. Если в начале умножает, потом сокращает - тоже плохо. Нерационально. Будет медленно делать и ошибки сажать так как числа большие. Далее смешанные примеры. Когда складывают обычную дробь и десятичную. Вот, допустим 5,28 + 3 1/4. Более рационально перевести в десятичные дроби и потом сложить. Если будет переводить в обыкновенные - больше времени потеряет. Кроме случаев, когда иначе в принципе нельзя. При умножении и делении - наоборот. Обычно быстрее перевести в обыкновенные дроби, сократить по возможности и потом только умножать. Если ребенок делает много вычислительных ошибок, значит его просто не научили наиболее рациональным подходам. Занимает все это с сильными детьми всего то пару занятий, зато потом ребенок считает намного быстрее и точнее. И вот только после того, как все сделано на маленьких примерах надо переходить к большим, которые решаются по действиям. В шестом классе надо еще похожие вещи сделать с рациональными числами. Научить считать грамотно. С модулем хорошо разобраться.
Далее задачи. Помимо задач на движение, которые есть даже в начальной школе, надо отработать задачи на проценты и задачи на совместную работу. Начинать изучать способы лучше тоже по Никольскому. Там подробнее даны все алгоритмы. Но задач в целом там маловато и они простые, поэтому надо добавлять. Например из сборников 57 школы. Если вы сами их решаете, конечно. Потому что к ним нет ни гдз, ни ответов. Проценты надо начинать с устного счета. Часть от целого, целое по части и так далее, но уже с процентами. Увеличили на столько кто процентов, уменьшили на столько то и так далее. Затем задачи на пропорции. Особенно, на обратно-пропорциональную зависимость, которую как то плохо объясняют в школах. Ну и задачи на уравнения, но посложнее. Таких больше в Виленкине. Может что-то сходу и не вспомнила, но как то так.

копировать

Уровень ребенка скажем так хорошиста, медленно считает, после началки по Петерсону и в 5 классе будет Петерсон - в таком случае что делать?
Спасибо вам за подробный ответ

копировать

Ничего. Отдыхать. Пятый класс начнется с повторения. Хотя я бы по возможности избежала бы Петерсон в средней школе.
Такой выбор учебника еще и не в пользу учителя говорит. Как правило опытные учителя в качестве базового берут нормальные учебники, но имеют много своих дополнительных материалов для сильных детей. Тише едешь, дальше будешь.

копировать

Ох, а в течение года Никольского допом изучать? Не хочется просесть

копировать

Так не получится. На вас такой шквал навалится от Петерсон, что не успеете просто.
Но вы почему боитесь то что-то не успеть? Все пробелы, если они и появляются, прекрасно закрываются за лето между 5 и 6 классом.

копировать

Ребенок просто не очень сообразительный)) но пробелы надо будет закрывать по учебникам 5 класса же? Хочу их сейчас просмотреть летом, подготовиться морально))

копировать

В пятом классе и так идет откат по программе. Полгода на повторение. Не никакого смысла сейчас перегружать ребенка.
Сами можете любые учебники посмотреть. Они все есть в сети. Но зачем? Хороший учитель и без вас все повторит и систематизирует с сентября. Ищите хорошего. И дальше только самостоятельное выполнение дз в течение года контролируйте. Чтобы не было у ребенка доступа к гдз и калькулятору когда он делает задания.

копировать

Спасибо!