математика 5 класс Никольский-Виленкин
Всем здравствуйте!
Я никак не могу понять, в чем существенное отличие между учебниками ВИЛЕНКИНА и НИКОЛЬСКОГО.
В школе ребенкиной учат по Никольскому, а ВПР давали не по нему. Там были десятичные дроби, а наши их еще не проходили. Я беспокоюсь сильно. Хотим в следующем году поступать в 7 медицинский класс в 1535 или 1253, но не пойму, какой учебник штудировать. Дочка хорошо соображает, хочется обойтись без репетитора. Подскажите, как быть.
да, с десятичными дробями у Никольского действительно засада. Но в 6-м классе выравнивается программа
Выбираете вот здесь https://uchebnik-rabochaya-tetrad.com/ нужные учебники и сравниваете темы. Если какой-то не хватает, там же берете и разбираете.
Так в том и отличие. В Виленкине весь 5 класс изучают десятичные дроби, а в 6-ом - обыкновенные. А в Никольском - наоборот. Весь 5-ый - обыкновенные, а 6-ой - десятичные. К концу шестого все будет у всех. Но есть ряд типов задач, которые лучше объяснены у Виленкина, а есть другие типы, которые лучше даются по Никольскому.
Но в 7-ой без проблем перейдете. А вот переходить из 5 в 6-ой, если был Виленкин, а будет Никольский или наоборот - это по сути год осваивать самостоятельно.
У наших был Виленкин, прошли обыкновенные, и десятичные. Причем начали с обыкновенных, десятичные в конце года.
UPD. уточнила у ребенка - не было умножения и деления обыкновенных дробей. Умножение и деление десятичных было.
Потому что у Никольского сразу идут обыкновенные дроби в полном объеме. Сложение, вычитание, умножение, деление.
А без НОК и НОД освоить эти действия невозможно. Причем у Никольского сделано все качественнее, чем у Виленкина в 6-ом. Более последовательно и более внятно. Хотя в целом он и проще.
Поэтому как базовый его лучше брать, на мой взгляд. По нему любые дети успешно обучатся. А добавить более сложные вещи для сильных детей и взять дополнительно какие то темы, которых нет в Никольском по другим пособиями - всегда проще.
Но дальше детям, которые изучают обыкновенные дроби, дают на ВПР примеры на десятичные и у родителей складывается впечатление, что их не тому учили. Да если детям, которые по Виленкину шли, составить контрольную по Никольскому - они еще сильнее просядут!
Большие проблемы у составителей ВПР, Причем годами ситуация не меняется. А всего то и надо сделать два варианта под два типа программ: для тех, что проходит программу 5-6 класса по схеме Виленкина (или, например, Мерзляка и так далее) и для тех, кто проходит программу по схеме Никольского (или, например, Бунимовича и так далее). Они разные вещи проходят за 5 класс и разные навыки надо проверять. При этом совершенно аналогичные контрольные можно дать к концу 6 класса. Тогда уже можно их и сравнивать. Но вы попробуйте дать ребенку с Виленкиным задачи на совместную работу, например, он и не слышал о них, скорее всего, если учитель не добавлял их отдельно. А для ученика, учившегося по Никольскому, такие задачи рутина.
А есть вообще список учебников, на основе которых составляется впр? У нас ещё география, биология не совпадает с темами впр.
По математике все ВПР прописаны под Виленкина. Различия с Никольским описала выше.
Похож на Виленкина - Мерзляк. На Никольского похож Бунимович.
Петерсон все успевает прогнать за 5-ый класс. Но плохо. Только потом дыры и затыкаешь после нее.
Тут надо знать уровень вашего ребенка. Петерсон я вообще не рекомендую. Она скачет по темам. Вечно гонится за двумя зайцами с соответствующим результатом у подавляющего большинства.
Я бы посоветовала Никольского, он проще для родителей с точки зрения понимания методики, и, начиная со второго полугодия, попросила бы решить выборочно примеры. Посмотрела бы как будет вычислять, допустим: 21 3/17 - 5 19/51. Если будет переводить все в неправильные дроби, вместо того, чтобы занять единичку, обучен плохо. Надо найти где этот момент объясняется в учебнике, разобраться самому, показать ребенку и отработать. Дальше умножение. Если в начале умножает, потом сокращает - тоже плохо. Нерационально. Будет медленно делать и ошибки сажать так как числа большие. Далее смешанные примеры. Когда складывают обычную дробь и десятичную. Вот, допустим 5,28 + 3 1/4. Более рационально перевести в десятичные дроби и потом сложить. Если будет переводить в обыкновенные - больше времени потеряет. Кроме случаев, когда иначе в принципе нельзя. При умножении и делении - наоборот. Обычно быстрее перевести в обыкновенные дроби, сократить по возможности и потом только умножать. Если ребенок делает много вычислительных ошибок, значит его просто не научили наиболее рациональным подходам. Занимает все это с сильными детьми всего то пару занятий, зато потом ребенок считает намного быстрее и точнее. И вот только после того, как все сделано на маленьких примерах надо переходить к большим, которые решаются по действиям. В шестом классе надо еще похожие вещи сделать с рациональными числами. Научить считать грамотно. С модулем хорошо разобраться.
Далее задачи. Помимо задач на движение, которые есть даже в начальной школе, надо отработать задачи на проценты и задачи на совместную работу. Начинать изучать способы лучше тоже по Никольскому. Там подробнее даны все алгоритмы. Но задач в целом там маловато и они простые, поэтому надо добавлять. Например из сборников 57 школы. Если вы сами их решаете, конечно. Потому что к ним нет ни гдз, ни ответов. Проценты надо начинать с устного счета. Часть от целого, целое по части и так далее, но уже с процентами. Увеличили на столько кто процентов, уменьшили на столько то и так далее. Затем задачи на пропорции. Особенно, на обратно-пропорциональную зависимость, которую как то плохо объясняют в школах. Ну и задачи на уравнения, но посложнее. Таких больше в Виленкине. Может что-то сходу и не вспомнила, но как то так.
Уровень ребенка скажем так хорошиста, медленно считает, после началки по Петерсону и в 5 классе будет Петерсон - в таком случае что делать?
Спасибо вам за подробный ответ
Ничего. Отдыхать. Пятый класс начнется с повторения. Хотя я бы по возможности избежала бы Петерсон в средней школе.
Такой выбор учебника еще и не в пользу учителя говорит. Как правило опытные учителя в качестве базового берут нормальные учебники, но имеют много своих дополнительных материалов для сильных детей. Тише едешь, дальше будешь.
Так не получится. На вас такой шквал навалится от Петерсон, что не успеете просто.
Но вы почему боитесь то что-то не успеть? Все пробелы, если они и появляются, прекрасно закрываются за лето между 5 и 6 классом.
Ребенок просто не очень сообразительный)) но пробелы надо будет закрывать по учебникам 5 класса же? Хочу их сейчас просмотреть летом, подготовиться морально))
В пятом классе и так идет откат по программе. Полгода на повторение. Не никакого смысла сейчас перегружать ребенка.
Сами можете любые учебники посмотреть. Они все есть в сети. Но зачем? Хороший учитель и без вас все повторит и систематизирует с сентября. Ищите хорошего. И дальше только самостоятельное выполнение дз в течение года контролируйте. Чтобы не было у ребенка доступа к гдз и калькулятору когда он делает задания.