Как развить эмпатию у ребенка?

копировать

Вообще можно ли это развить? Или врожденно и все без толку?

копировать

Можно развить. Степень зависит от изначальных данных, но улучшить данное природой можно.

копировать

Есть простая методика и тестирования на уровень эмпатической зрелости, и развития эмпатиии как таковой - “Неоконченные рассказы” Т.П. Гавриловой. Методика простая, это подборка рассказов, с набором ситуаций из детской жизни, где взаимодействуют главный герой, дети (сверстники), животные, взрослые. Основная ее задача – выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Иными словами кому из участников рассказа главному герою или его антогонистам ребенок сочувствует. Если только главному герою (читай – себе), то есть над чем поработать прицельно если все-таки ищет сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем (чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчает положение одного из них), то все у Вас в порядке со способностью сочувствовать.

По вопросу эмпатиии и её развития у дошкольников очень хорошо пишут наши психологи - А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, А.Д Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Я.З. Неверович, В.К. Котырло. Посмотрите, если хотите, пришлю кое-что из их монографий.

И еще, обратите внимание, проявления эмпатии обычно идет по этапам: в адрес отождествляемого с собой героя (книги, мультфильма и т.п.) - в адрес животного – в адрес взрослого – в адрес сверстника. Может Вы как раз на одном из этапов просто и все прийдет со временем)

копировать

Почитала сейчас Гаврилову. Мой даст правильные, "гуманистические" ответы. Но поступит по-другому. И что делать с этим?

копировать

Значит с эмпатией (пониманием чувств других людей), всё у вас в порядке. А то что поступает не "гуманистически", это уже мотивация и воспитание :-)

копировать

Большое спасибо. Поясните, пожалуйста, какая мотивация в данном случае может быть?

копировать

Ничего не сделаешь.Морально-нравственные нормы дозревают сами. К подростковому возрасту. Или вообще не дозревают.

копировать

Большое спасибо за ответ.

копировать

Спасибо, поищу этих авторов.

копировать

Спасибо. По Гавриловой протестировала. Тоже удивилась, что были гуманистические ответы. Но ответы давались, видимо, чтоб я отстала, не особо вникая.
Психологов не нашла книг. Вы написали, что у Вас есть монографии этих авторов? Можете прислать на электронную почту, или это бумажные издания?

копировать

есть сканированные, напишите свою почту ЛС

копировать

Спасибо! Почта figarina@bk.ru

копировать

Не получается пока выслать сканы?
Если будет минутка, вышлите, пожалуйста!
figarina@bk.ru - почта

копировать

а лет-то сколько?

копировать

4 года

копировать

В 4 года далеко не все умеют сопереживать или думать о чувствах других людей, большинство детей не умеет, это развивается позднее. У меня 4-летка недавно спросил: "Мам, а я вырасту, женюсь и только тогда ты умрешь?", "Ну да, скорей всего", ответила я. "А раньше точно не умрешь?" уточнил сынуля. "Не умру, не беспокойся". "Ну тогда хорошо", выдохнул он.
При этом очень ласковый ребенок, постоянно говорит, что любит, обнимает, целует мне руки. Но вот пока все его внутренние переживания у него связаны только с ним.
А его сестра помню подралась в садике с мальчишками когда те разрезали дождевого червя, пытаясь его спасти и потом рыдала навзрыд: "Мамочка, они резали его живого, ему же было так больно".

копировать

Настоящая эмпатия - врожденное.
Но развить сочувствие, сопереживание и пр - можно.

копировать

Каким образом это возможно?

копировать

мне кажется, это не развить...

восьмилетка моя совершенно не понимает, не умеет сочувстовать

копировать

А у вас кесарево было?

копировать

было, результат натальная травма ШОП

копировать

а какая связь?

копировать

+1 не развить,но научить можно.

копировать

это врожденное,мои дети такие разные.