Готовность к школе?
Все говорят об этой пресловутой готовности, не связывая ее с навыками чтения-счета. Чем она интересно реально определяется? Мы в подготовительной группе и уже написали заявление в 1 класс, я как бы все решила, но интересно было бы узнать насчет признаков этой готовности.
вот официальное мнение :http://1sentyabrya.ru/start/psyhology/2006/08/30/article-011_172.html
Ну да - то же самое можно сказать про слесарей, которые проводку в доме чинят, дворников, которые вокруг дома подметают, да хоть про строителей - чего б самому себе жилье не построить? Специалисты суть нахлебники, выколачиватели денег на пустом месте, правильно.
Я не о том. Допустим супер специалист вам скажет, что ваш семилетний ребенок к школе не готов. И? Что дальше? Не поведете? Поведете, понимая, что да, где-то будет тяжко. Когда речь идет о ребенке более младшего возраста, то тоже чаще всего родителям, наблюдающим свое чадо ежедневно, понятно, что если они его в этом году в школу отдают, то вот тут, тут и тут скорее всего придется напрячься. А дальше уже их решение - согласны они напрягаться или не согласны.
Ответ специалиста не является приговором. Психолог рассказывает, что он увидел: в чем ребенок силен, а в чем проседает. Где ему нужно будет помочь, что можно и нужно скорректировать.
Как правило родители обращаются весной, у них еще есть до сентября почти полгода.
Случаи, когда прям вот вообще не готов, и прям низзя - не припомню в своей практике. Но я и не беру на себя категоричность ответов обычно ;)
Да и потом, диагностика готовности к школе проводится не столько для решения - идти не идти, тут вы правы: обычно решение уже принято. Это делается больше для того, чтобы понять, какие могут быть трудности в школе, на что обращать повышенное внимание, что имеет смысл обсудить с учителем, в чем помогать... Школьная готовность - это не "Пионер, будь готов!", это много составляющих.
Мне кажется, если родители занимаются регулярно с ребенком они и сами это видят. Да, соответствующего образования нет, но зато они это чадо наблюдают не раз и не два. Например, я и без тестов знаю, что у старшей могут вылезти проблемы с коммуникацией и надо подходящего ей учителя искать, а у средней, которая в 6 пошла, была слабая рука, значит в тетрадях каля-маля будет и плюс она двоерукая, что тоже процесс обучения письму усложнит. Я просто была готова, что тетради в младших классах (да и потом скорее всего) идеальными не будут, особо серьезной проблемой это не считаю.
На самом деле, не все родители так внимательны и так погружены в детей. Кроме того, все же есть специальные вещи, которые вы просто в наблюдении вряд ли сможете выявить и понять, не анализируя их специально. Другой вопрос, что интуитивно включенная мама вовремя почувствует, что нужно ребенку и поможет.
Вы же понимаете, я как специалист в любом случае считаю, что ГРАМОТНАЯ консультация по этой теме точно уж не навредит, а дополнить картину и облегчить жизнь той же маме - может ;)
Ну, понятно, что это безвредно :-). Хотя мне ни рау ничего нового психологи не рассказывали. Более того, часто их тесты достаточно однобоки, т.е. они видят результат - ребенок зеркалит буквы, а что причина, что ребенок двоерукий, соответственно не дозрел еще в этом плане, они не догадываются.
По идее, никто лучше мамы ребенка не знает ;) Мама приходит к психологу именно тогда, когда она что-то чувствует, но точно не знает или не уверена, ну или не знает, как быть со своим знанием.
А насчет однобокости тестов - тут смотря какая задача стоит: если описать состояние - нормально, если найти причины этого состояния - странно. Там нейропсихологические пробы на руки-ноги-глаза-уши первым делом в ход идут. От этого ж зависит, в каком виде дальше задания давать ;)
Задача, наверное, правда описательная. Правда, мне не очень понятна ее цель - это-то и так на поверхности, статистику собрают что ли.
Вот что именно видят родители? Многие родители даже не знают, на что смотреть, судя по многочисленным топам на еве. "Мой мальчик в 4 года читать научился - наверняка нам в 5,9 можно будет в школу устроиться поэтому" - не видели таки что ли?
В 5 и 9 - перебор - слишком большая разница с одноклассниками, а в 6 и 3 почему б и нет. У нас так знакомые такого продвинутого ребенка в 6 и 3 пытались засунуть - не взяли, типа не положено, они на ушах прыгать не стали - отдали через год. Девочка учится на все 5, побеждает в олимпиадах, думаете, отдай они ее на год раньше, как хотели, она б не справилась?
1,5 года не перебор, а год - перебор? Готовность к школе не разницей в возрасте определяется вообще-то. Не встречали никогда мальчиков, которые и в 6,9 только в машинки играют и дольше 15 минут даже послушать книжку не могут, не то, что прочитать?
Наоборот - год в пределах разумного, а полтора - уже перебор :-). Бывают такие мальчики, но они вряд ли и хорошо читают-считают к этому возрасту, я ж говорю об относительно подготовленном ребенке, которого раз удалось подготовить, значит он вполне уже обучаем. Естественно, не стоит такого ребенка (как, впрочем, и любого) отдавать в класс к какой-нибудь Фрекен Бок, которая за любой промах его гнобить начнет.
Обучаемость, конечно, входит в общую готовность к школе, и некое отношение наверняка к психологической готовности то же имеет. Но вообще обучаемость в принципе не равно способности воспринимать новый режим работы, причем всерьез и надолго - неужели это не очевидно? Ну а с Фрекен бок и так понятно все, можно и не уточнять. К таким никого отдавать не стоит.
Мне кажется, вы на разных языках говорите... Уж простите, что влезаю, но вы признаете, что за готовностью к школе кроется не только обывательское понимание, но и некая наполненность психологическая. А ваш собеседник похоже нет. Виноваты сами психологи (мы то бишь), потому что мы используем обычный язык для обозначения специальных понятий :) Из-за этого часто возникает путаница и в других вопросах...
Я когда сынулю подруги тестировала на предмет готовности к школе, она потом долго меня допрашивала, зачем я ему задавала "идиотские вопросы" :) Мама дотошная, пришлось расписывать, что, куда и зачем ;) Вроде поняла.
Простите, а я где сказала, что супер-консультация специалиста решит все проблемы, и все примитивно - вести в школу-не вести? За ребенком вообще наблюдать надо, долго и тщательно, а не один раз в 7 лет сводить на осмотр и из этого выводы на года вперед делать.
Дело не в "кушать хочет", а в том, что "на глаз" вы школьную готовность, не будучи специалистом, не определите, если мы говорим об одном и том же понятии ;) Все-таки люди не бамбук курят на психологических факультетах по 5 лет... Ну по крайней мере нам вздохнуть не давали. И курс школьной готовности давался с практикумом соответствующим только уже под конец, когда есть понимание того, что такое развитие, что такое психологический возраст и прочее, и прочее...
А кушать все хотят собсно :) даже те, кто не работает ;)
Для "сильнее в теме" есть специалисты - психологи ;)
Школьная готовность диагностируется психологом за 1-2 встречи (за одну не всегда понятно бывает). Только кроме психолога в той школе, в которую вы записаны, я бы посоветовала пройти еще и независимого. Ну так, для непредвзятости, так сказать.
Кстати, тестирование это совершенно безобидное и интересное для ребенка ;) В игровой форме.
Физическая готовность к школе определяется так-начали меняться передние зубы,готов физически,морально ребенок никогда не готов к школе,это очень большой стресс,самый удачный момент в этом-когда почти полной группой в одну школу и в один класс,но это вряд ли.Ну а на счет того знает много или мало-это не всегда аргумент,идут ничего не зная и учатся превосходно,зная практически все-сгорают до второго класса,здесь главное,что бы ребенку было интересно.И мой вам совет-не школу выбирайте,а учителя,все зависит от него или почти все.
Интересно просто, многие мамы тут пишут, что вот мой рпебенок в 6 с хвостом лет читает бегло и примеры в пределах сотни решает, но к школе явно не готов. КАК они это определяют?
К примеру по ребенкиным предпочтеним: чтением и счетом он готов заниматься не больше часа в общей сложности, а играми гораздо больше.
Ясное дело, что пресловутая готовность не всегда строго к 7-ми годам возникает, и нет смысла ждать до 8-ми или 9-ти, но и впереди паровоза бежать не рекомендуется:-)
И всё-таки готовый к школе ребенок гораздо легче соглашается заниматься математикой вместо игр (или до игр), чем неготовый.
У моего нынешнего первоклассника год назад еще и невротические движения то и дело появлялись на фоне занятий, хотя мы не усердствовали ни разу.
Могу как минимум одного показать, кто вместо игр предпочитает сам (!) с книжкой сидеть. В том числе и по математике :) 7 лет еще нету :)
И потом, готовность заниматься не означает предпочтение ребенка именно заниматься, а не играть.
Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. Я вот по своему сыну вижу - ему сейчас 6,8. Он интеллектуально готов к школе - читает, считает, логика в порядке, но на групповых уроках в саду отвлекается - то в окошко посмотрит, то голову почешет - вот это и есть "не готов пока")))). Вот как раз до школы есть время наиграться и дозреть. То, что дозреет - совершенно точно - уже вижу, что если несколько дней не занимаемся, то ему некомфортно становится и он сам часто дает понять, что неплохо бы интеллектуальным чем-то позаниматься.
Я помню, меня мама в начале перувого класса заставляла уроки делать, а мне так лень было, я сижу в куклы играю. Мне было уже 7,5. И всегда была отличницей. Ленивая немного - это да, мне и в институте 4 пары отсидеть было напряжно.
Знаете, посмешили, - судя по тому, что рассказывает моя свекровь учительница, до десятого класса многие не готовы, потому как не только голову чешут и в окно глядят, но и ногти красят, в карты играют, книжки читают и проч, и проч.:)
А в чём смех?)))) Я тоже и отличница и с красным дипломом, но могла делать несколько дел одновременно - и учителя (преподавателя) слушать и "ногти красить". Но это всё позже, старше; согласитесь - никак не в началке. Да и сын у меня не отличается такой способностью пока)))) - и когда надо бы последить за тем, что читает воспитатель (чтоб потом продолжить, если попросят), то он "акает" и "чтокает", чтоб показали откуда читать)))). Конечно, я не паникую и знаю, что к школе и в школе соберется, но всё-таки стараюсь его в нужное русло направлять.
А я не говорила, что те, на кого жалуется свекровь, одновременно красят ногти и ее слушают. Речь о том, что отвлекаются дети всегда! И любые дети! Тут не проверишь и не подстрахуешься. Согласитесь, нельзя с одинаковым интересом слушать и математику, и биологию, особенно, если ведут их разные люди.
Правильно Вы направляете, но посмешили именно своей серьезностью:) Идеального внимания и концентрации добиться лишь путем родительского внушения невозможно. И потом, умение сосредоточиться именно на уроке не всегда гарантирует успешную учебу. имхо, разумеется.
Так и родители многие не парятся на предмет "готов-не готов", "учится - не учится", и в принципе большого внимания на детей не обращают, живут по принципу "куда кривая выведет".
Вы не знаете, чем школьник от дошкольника отличается? Чем садовские игры отличаются от школьных занятий? Чем способность прочитать пару предложений отличается от возможности сидеть смирно и усваивать информацию 4 часа? Ну не знаю тогда, что вам сказать.
А где вы видели таких школьников, шоб сидели смирно да еще и информацию усваивали?:) Мож, со студентами спутали? :)
А позвольте поинтересоваться, давно ли Вы заходили в такие школы? Прям-таки сидят смирно и слушают? Мож, Вы - директор школы и при виде Вас такая картинка идеалистическая создается, а?:)
Ну, серьезно, Свиристель, вспомните свое детство - у Вас в классе много народу на уроках именно слушали учителя, а не развлекались по всякому - кто громко, кто тихо, это уж от темперамента зависело. И вот в чем вопрос еще - всякого учителя так слушали?
Да я как раз свое детство и вспоминаю - все свои 4 школы :) Ну бывало конечно - кто-то отвлечется на что-то, но это и пресекалось быстро, и было одноразовыми явлениями в общем-то. А так, чтобы все ерзали и ни фига не слушали, а только развлекались по-всякому - вы точно не про детский садик, а? В школу вообще-то не за тем ходят.
Я не писала, что прям не фига не слушали. Я говорю о смирности и внимании на протяжении всего урока и последующих 4-5-6 занятий. Конечно, понятно, что у нас с Вами было разное детство, но до сих пор мне не приходилось встречать людей, которые в школу сознательно на 100% ходили за знаниями. Это понимание обычно классу к 9-11 приходит, а то и позже:)