Вопрос по русскому языку для тех, кому за 40

копировать

Понимаю, что язык не законсервирован, что вводят постоянно изменения, но чЕт совсем запуталась. Я 1972 г.р., я очень четко помню, как в школе нам вбивали в голову, что слова, типа "колье, семья, платье" и т. п. НЕ переносятся, если видишь, что слово не умещается, сразу переходи на следующую строчку. Вопрос к одногодкам: кто помнит, почему? Не могу найти, на какое правило учитель опирался, однозначно, не переносится одна гласная, но теперь повсеместно перенос "ко-лье, се-мья, пла-тье". И учителя начальных классов утверждают, что это "гуд". Это что, меня не так учили, или реально так изменились правила?

копировать

В этих словах 2 слога, второй слог- одна буква. Одну букву переносить нельзя. Сейчас тоже самое- у моего сына в классе тоже не переносят. Ничего не изменилось

копировать

Так учитель (и интернет) утверждают, что можно разделить на 2 слога так, чтобы во втором была не одна буква. Се-мья. И тогда перенос возможен.

копировать

Я 74 года. Нас учили, что не переносится слог, составляющий корень слова. Правил, конечно же, уже не помню...

копировать

Слушайте, ведь точно, наверное, буду рыть в этом направлении. Нельзя оторвать согласную, которая к корню относится. Спасибо

копировать

Молоко. Корень МОЛОК-
Можно разделить на слоги?

копировать

Конечно, можно:-) Мы обсуждаем слово, в котором в корне 1 гласная

копировать

Ничего подобного.

копировать

Есть какое то отдельное правило, про деление на слоги, про согл.с мягким знаком и т.п. 2 класс вроде я помню мой изучал. Сейчас поищу

копировать

Это я уже нашла. Речь о том, что нельзя при переносе оторвать мягкий знак от предыдущей согласной.

копировать

Сейчас в инете увидела, что даже по новым правилам в середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка,. Про гласную в конце не нашла отдельного правила. А вообще я в шоке. Мой сын получается, когда переносил и ему ошибку писали-правильно переносил, по новы правилам

копировать

Неа. В моих словах после согласной гласная. Я начала рыться по переносу корней, везде пишут, что да, ЖЕЛАТЕЛЬНО не отрывать согласные от корня, но при отсутствии других вариантов - можно

копировать

Да, примерно так объясняла мне репетитор ребенка в началке. Что "нежелательно, но можно, а раньше было нельзя". Ошибку не писали в обоих случаях.

копировать

Правильно. Два слога. КО-ЛЬЕ.
Русский слог - ОТКРЫТЫЙ.

копировать

Слог не может начинаться с мягкой согласной. Дело не в окончании первого слога, а в начале второго.

копировать

"Слог не может начинаться с мягкой согласной".
Это ещё почему?
Лютик - оба слога начинаются с мягких согласных.

копировать

Верно :) Хорошо, тогда с согласной, за которой следует мягкий знак.

копировать

cомелье :)

копировать

со-мель-е

копировать

Вьюга. Пьеса.
Первый слрг начинается с согласной, за которой следует мягкий знак.

копировать

Разыгралась что-то вьюга, ой, вьюга, ой, вьюга, не видать совсем друг друга за четыре за шага :)

копировать

Нас учили, что одну гласную не переносят, это раз.
И следует определять корень слова, уже исходя из этого дробить по слогам, два.
Корень дроблению (в перечисленных вами словах) не подлежит. Похоже было правило
про одну гласную в корне слова. Тогда и не разрешается переносить этот корень отрыванием букв.

Например, к слову "тетрадь" эти правила не применимы.
Спасибо, что заставили подумать.



копировать

Соглашусь с Вами. Скорее всего, правило было, сейчас не так. Я не могу, мне чертовски режет глаз, но, судя по ответам, это не выдумка именно школы моих детей, а общая тенденция

копировать

потому, что слова переносятся по слогам, а одна буква не переносится.
слоги здесь коль-е семь-я плать-е

согласная с мягким знаком не может быть в начале слога, только в конце
правила не изменились, майкрософт ворд появился.

копировать

Не фига. Не по слогам сейчас переносят. А по правилам переноса.

копировать

Слоги будут ко-лье, се-мья, пла-тье.

копировать

не, коль-е, семь-я, плать-е

копировать

Нет))
В русском языке открытые слоги.

копировать

Исторически в русском языке не было закрытых слогов в принципе.

Вы сами смотрели текст по ссылке, которую даете?

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка(с)

Ок... я забыла про сонорные - mea culpa. Но тем не менее: НО-ЧНИК - именно такое членение. А не НОЧ-НИК.

копировать

настя, к вам вопрос по другой теме. может ли быть между однородными членами подчинительная связь?
"когда прыгнете с вышки, почувствуете наслаждение". это СПП, состоящее из 2 односоставных, "прыгнете" и "почувствуете" - главные члены разных грамматических основ. в отличие от :
"я не рву грибы, а наблюдаю за ними." грамматическая основа - я не рву, наблюдаю". "рву", наблюдаю" - однородные члены. все правильно?
спасибо.

копировать

Затрудняюсь ответить, честно.
В общем курсе Синтаксиса СРЯ мы это не проходили... не помню.
А специализировалась я по литературоведению, а не по лингвистике.

копировать

Встряну: все верно, только формулировка неправильна-нет никакой подчинительной связи между не рву и наблюдаю.

копировать

простите, вы филолог? я к насте обратилась, потому что у нее филологическое образование мгу.
подчинительная связь в первом предложении, а не во втором, в 1 нет однородных членов. моя т.з, что между однородными членами не может быть никогда подчинительной связи.

копировать

Да, филолог. Однородные члены предложения по определению связаны сочинительной связью, так что тут можно ничего нового не придумывать.

копировать

тогда еще спрошу, если можно :-)
"Во всём этом происшествии было такое, о чём не надо говорить, никого не надо расспрашивать, а молчать и делать вид, что ничего не знаешь."
союз "а" связывает в данном предложении однородные члены или части ССП?

копировать

ССП

копировать

спасибо, что тратите на меня время. я сначала тоже так думала, но теперь вот составила схему, уверена, что союз связывает однородные члены. в предложении 4 части:
[ такое ]1

(о чем )2, ( О ,а О и О )3

(что)4
между 1 и 2 частью местоименно-соотносительная связь, 2 и 3 - однородное подчинение 1 части, между 3и 4 изъяснительная связь(4 подчиняется 3 - стрелка куда-то вбок ушла((, тип подчинения - последовательный. как видите, я рассматриваю 3 часть в целом.

копировать

Тут 1 главное и 5 подчиненных на 3 уровнях подчинения.
Как нужно для школы объяснить в подходящих терминах не смогу, уже не помню просто, но я вижу тут довольно стандартное сложноподчиненное предложение.

копировать

так правильно по слогам: коль-е, плать-е

копировать

первые два разделили неправильно. третье - под вопросом, поскольку "ть" не является сонорным

копировать

Сейчас есть разница - деление на слоги и деление для переноса.Я тоже офигеваю.

копировать

Мой ребенок как раз это проходит (конец 1го класса), и подобные слова они выделили как невозможные к переносу.

копировать

не переносится не только одна гласная (или просто одна буква), но не переносится часть слога. а также - нельзя отрывать от корня слова одну букву.
то есть на каждой строке должно остаться не менее 2 букв, при этом все слоги должны быть вместе, и от корня слова не должно быть оторвано одиночных букв.

копировать

Вы, как и многие, путаете деление слова на слоги и деление слова для переноса.
В основе деления на слоги лежит фонетика, т.е. разделение на слоги строится на основе фонетической, а не орфографической или морфемной интерпретации слова. Слог как основная звуковая единица русского языка строится по закону восходящей звучности: в пределах слога звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному, слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности. Наиболее звучными являются гласные, затем в порядке уменьшающейся звучности идут сонорные, затем шумные согласные, сперва звонкие, затем глухие. Поэтому слоги преимущественно открытые.
Фонетический слог следует отличать от разделения слова для переноса. При переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной, но границы фонетических слогов проходят иначе: ра-збить, ле-сной. Также слово русский: переносим рус-ский, но фонетические слоги будут ру-сский.
При делении слова на фонетические слоги правильный вариант будет только один. При делении слова для переноса возможно несколько правильных вариантов.

копировать

Да, не переносится. Потому что слово платье на слоги так бьётся -- "плать-е", а одну букву не переносят. Меня так учили (я 71-го года).

копировать

И меня так учили (я 73-го), а дети мои уже переносили пла-тье. Мне не нравится, но что поделать...))))

копировать

Я 82 года, меня тоже так учили. Поэтому мой ребенок не переносит, неважно, что говорит учитель. :)

копировать

+1, 76 года, непривычно, когда вижу новый перенос

копировать

и я 71г, и нас так учили.

копировать

70гр+

копировать

Только пятерки по русскому, золотая медаль ... Я даже не задумывалась и переносила, для меня превалировало правило, что разделительный мягкий знак всегда позволяет перенести "тье" как единую конструкцию :-) про разбиение корня я бы даже не задумалась ни тогда, ни сейчас... колье, копье тоже бы перенесла, как и счастье, например.

копировать

дааа... ну и съехало же образование в России.... ужас какой...

копировать

Не переносится

копировать

Эх, я тоже уверена, что не переносится. Доказать не могу

копировать

Я считаю, что это тот случай формализма в русском языке, от которого и избавиться не жалко. Сейчас все это переносится только так, во всех печатных и электронных источниках.

копировать

Раньше переносили по слогам, и одну гласную, составляющую целый слог перенести было нельзя. Сейчас деление на слоги и деление для переноса никак не связаны. Поэтому перенести пла-тье можно.

копировать

Ну, не никак, а не всегда. Как и раньше.

копировать

А плат - ье можно перенести?

копировать

нет

копировать

Почему?

копировать

Потому что мягкий знак не отделим от согласной. Не прикидывайтесь глупее, чем вы есть.

копировать

77 год, учили как Вас.

копировать

Да, изменилось правило переноса. Нам учительница объяснила на родительском собрании, чтобы мы не парились

копировать

Изменились правила переноса.
Раньше переносили по слогам.

копировать

никогда по слогам не переносили. вас просто плохо учили в школе :-Р

копировать

криво сформулировала :) и не уверена, что второй раз выйдет лучше.
Сейчас дети отдельно проходят деление на слоги и отдельно деление для переноса.

копировать

Да. И это правильно.

копировать

Это Московская и Питерская школа,которые давно спорят между собой о правилах переноса)) В Московской переносили по слогам, то есть "плать-е" - переносить нельзя. А в "новых правилах" бумагу экономят, встречала я и "пл-атье" в книжках)))

копировать

Вообще не помню такого. Переносили и "пла-тье", и "се-мья", и "ко-лье", и "ко-пьё", но школа была и не московская, и не питерская, потому, возможно, и тараканов осталось меньше.