Меню

Точно, как в аптеке

В чем плюс лекарств, изготовленных вручную?

AD


Выражение "точно, как в аптеке" относится к тем временам, когда именно аптеки занимались изготовлением лекарств по персональным рецептам. В современной России об этом почти забыли. На каждом углу стоят аптечные ларьки, где любой желающий, даже не особенно консультируясь с врачом, может купить себе изготовленные промышленным способом "лекарства от всего". Но так ли полезны эти лекарства? О преимуществах классического аптечного дела мы побеседовали с провизором Александром Вандышевым, заместителем Генерального директора аптеки "Симплекс", где возрождаются традиции ручного производства лекарств по индивидуальным прописям.


- Александр Викторович, давайте для начала уточним, что такое индивидуальные прописи и зачем они вообще нужны, если вокруг так много лекарственных средств от любой болезни?

- Представьте такой типичный случай. Женщины любят экспериментировать с разными странными диетами. В результате иногда происходят отравления - на лице возникают нейродермиты и прочие несимпатичные вещи. Ходить с таким лицом неприятно. Для решения проблемы существуют мази заводского производства. Но они зачастую содержат вредные вещества: от некоторых может возникнуть аллергия, от других - привыкание, а от третьих, гормональных добавок, начинают расти волосы, и т.п.

Поэтому хороший врач делает иначе: он проводит индивидуальный подбор лекарства, с учетом всех особенностей пациента. Учитываются другие болезни, возраст - маленьким детям, например, вообще желательно избегать лекарственных средств, сделанных на заводе. В результате врач выписывает персональный рецепт, в котором указаны только те составляющие, которые нужны этому человеку. Без всяких консервантов и прочих добавок.

И вот представьте пациента, который с этим рецептом приходит в обычную аптеку. Чаще всего это и аптека вовсе, а так называемая "точка". Ларек у метро. Там нет провизоров, есть только продавцы с готовым товаром. Можно пройти десять таких аптек - и нигде ваше лекарство не сделают.

- А как раньше было?

- В старых русских аптеках к каждому пациенту подходили персонально. Врач выписывает вам индивидуальный рецепт, а в аптеке провизор изготавливает по нему индивидуальное лекарство. Больной получает двойную гарантию - думает доктор, думает провизор. Бывает, неправильно прописана доза - тогда провизор помогает врачу. Возьмите первую аптеку на Никольской: 40 лет назад там 60 провизоров работали в смену на изготовлении лекарств, которым нет аналогов.

Сейчас, увы, все это ушло. Рынок привел на смену ларьки и супермаркеты. Это удобная форма торговли, но с точки зрения здоровья - очень много неприятных последствий. Тут и самолечение, и побочные эффекты "массовых" лекарств, о которых я уже говорил.

- Связано ли исчезновение аптечного производства с агрессией фарминдустрии?

- Скорее, с политикой властей. Хотя и фарминдустрии не выгодно существование таких аптек. Но мы с ними не особенно конкурируем. Они знают четко, что ручная работа - это подстройка под конкретного человека, а промышленность не может работать персонально. Так что у каждого своя ниша.

Другое дело, что пациентов лишили права на выбор. Врачи умеют выписывать персональные рецепты, но найти по ним лекарство сложно. Вот, скажем, одна западная компания производит средство для сведения ногтей. Оно стоит 600 рублей. Но наши московские микологи прекрасно знают пропись для такого же лекарства, которое стоит 90 рублей при изготовлении в аптеке. Была бы такая аптека.

То есть врачам нужно просто дать информацию, что мы есть. Что такие лекарства все еще можно делать. Когда мы несколько лет назад начинали сотрудничать с косметическими салонами, нам говорили: куда вы пришли, у нас тут французская косметика... Но сейчас уже появились врачи-косметологи с такими прописями, по которым люди заказывают у нас довольно сложные, многокомпонентные мази.

- А как обстоит дело с таким производством за рубежом?

- Там это никуда не делось. В Германии, даже если человек переезжает в другое место, он продолжает ходить к своему провизору. А в Англии у постели больного всегда сидят его врач и его провизор, они вместе подбирают лекарства. Там есть и обычные аптеки, "бутсы", как наши ларьки - но в них продаются только препараты первой помощи. Получилось, что к нам перенесли эти "бутсы" без второй половины, без системы здравоохранения, в которой бы учитывалась необходимость провизоров и индивидуальных лекарств.

- Выходит, там их государство поддерживает?

- Да, потому что там государство уважает профессионалов, да и людей вообще. А у нас государство в этом вопросе идет от денег, от площадей - от чего угодно, только не от людей.

По идее должно быть как: имеешь тридцать лет провизорского стажа - получаешь лицензию на аптеку. У нас же для открытия аптеки нужно лишь юрлицо, как для открытия обычного магазина. В той же Англии, кстати, в магазинах нельзя торговать даже памперсами - только в аптеках, потому что только там могут дать консультацию. У нас же наоборот, даже лекарствами можно торговать кому угодно.

Естественно, в таких условиях инвестору проще показать блеск обычной сети аптечных ларьков. Там никаких сложностей - ходят полуобразованные фармацевты-консультанты, рекомендуют готовые таблетки.

Поэтому, если чем государство и могло бы помочь - так это оградить нас от идиотства чиновников, а рынок - от непрофессионалов. А также поднять социальный статус тех, кто трудится в традиционных аптеках с ручным производством.

- Ваша аптека все-таки выжила в этих нелегких условиях. Может, теперь вы разовьете собственную сеть - так, чтобы подобная аптека была в любом районе Москвы?

- Это сложно. Нужно иметь в аптеке все компоненты лекарств, то есть организовывать специальную службу закупки. Нужно нанимать опытных провизоров, которые умеют делать лекарства вручную и, главное, любят такую работу. А работа очень трудоемкая.

Да еще за спиной стоят 10 проверяющих инстанций - потому что к лекарствам, изготовленным в аптеке, совсем другое отношение. В первой аптеке на Никольской, например, делалось такое лекарство от желудочных спазм - корень белладонны на белом вине. Вино получали в аптеку как товар. А теперь мы этого не можем делать - как объяснить чиновникам, что нам надо торговать вином?

Так что создать сеть из аптек с таким производством в ближайшее время не получится. Поэтому мы прорабатываем другой вариант - развиваем наше представительство в Интернете, сайт Apteka.ru. Благодаря этому мы сейчас доступны всем жителям Москвы. Препараты по стандартным прописям, например, капли в нос (Проторгол, Коларгол) можно заказать прямо через сайт и доставить их на дом с курьером. В случае более сложных прописей нам можно прислать отсканированный рецепт, чтобы мы провели предварительную подготовку. Либо курьер может приехать и забрать рецепт, а потом привести Ваш заказ. Бывает, что у нас из Петербурга лекарства заказывают, потому что и там ручное аптечное производство погублено.

Естественно, если по рецепту возникают вопросы, мы предложим клиенту приехать лично, а не через Интернет заказывать. Но в любом случае, это персональная работа опытного провизора с клиентом - точно так же, как в зале нашей аптеки.


С провизором Александром Вандышевым беседовал Алексей Андреев
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325