Меню

Образование

Почему ребенок врет?

Почему ребенок врет?
С тем, что ребенок говорит неправду, приходится сталкиваться каждому родителю. Почему это происходит, и как нужно принимать меры, разберемся с детским психологом Марией Серебряковой.
AD
AD
Причин для вранья существует очень много, и все они разные
Причин для вранья существует очень много, и все они разные
Причин для вранья существует очень много, и все они разные. Крайне важно выстроить доверие и эмоциональную близость между нами родителями и ребёнком. Часто ребёнок боится сказать честно о своих желаниях, потребностях, мечтах. Боится признаться, что хочет карманные деньги потратить на чипсы и колу, или играть в телефон, не столько, сколько договорились, а совсем в другом количестве.

Если есть наказание в отношениях между родителем и ребёнком и страх, что будет критика и осуждение, то вранья будет гораздо больше, чтобы избежать этих неприятных и горестных последствий.

Если ребёнком движет страх (страх потери вашей любви, если он признается, страх отвержения, наказания), то придётся какое-то время лечить отношения, восстанавливать доверие, стимулировать говорить правду и договориться, что не будете ругать за это. Потому что соврать легче, чем сказать правду! И взрослые могут донести это до ребёнка и уважать его честность, подкрепляя её.

Например, однажды Мария Серебрякова обнаружила у своей дочки (которой было на тот момент 5 лет) красивый искусственный цветок в игрушках. На вопрос — откуда он появился, девочка долго придумывала варианты, и стало понятно, что она обманывает. Потом она все-таки призналась, что украла его в магазине, потому что думала, что его ей не купят. Мама нашла в себе мудрость не ругать, а похвалила, что она сказала правду. Они пошли в магазин и заплатили за этот цветок и договорились, что дочка будет говорить в следующий раз о своих желаниях, и они всегда придумают, каким образом их удовлетворить.

Чтобы закрепить у ребёнка желание быть честным, можно прямо проиграть это с ним. Изобразить, как это будет в следующий раз, или как это можно было бы сказать в случившейся ситуации без вранья.

Что делать, если ребёнок обманул в чем-то, например, сказал, что сделал уроки, а сам бездельничал и не сделал? Когда враньё вскрывается, то нужно садится и разговаривать примерно в таком ключе.
  1. описать чувства ребёнка;
  2. причинно-следственные связи вранья;
  3. спросить, как он думает, как можно было сказать, поступить по-другому?
  4. предложить вариант, предложение, как по-другому можно было сказать;
  5. проиграть новый паттерн, таким образом, закрепляя его;
  6. хвалить, радоваться, обниматься, закрепляя этот новый будущий результат.
Нужно принять тот факт, что реакции взрослых сильно влияют на враньё ребёнка
Нужно принять тот факт, что реакции взрослых сильно влияют на враньё ребёнка

Рассмотрим примерный сценарий разговора:

«Ты сказал, что сделал уроки, но на самом деле даже не садился, думаю потому, что конец года, все достало. Или математика итак у тебя плохо идёт и совсем не хотелось сталкиваться с ощущением, что у тебя большие пробелы, и ты ничего не понимаешь. Или просто решил не делать, так как тебя спрашивали в прошлый раз, а в этот ты подумал, может и не спросят. (Здесь ребёнок может предложить свой вариант, свои причины или лучше поймёт себя, и то, что вы его понимаете и не осуждаете, хоть он вас и обманул). Как ты думаешь, как в следующий раз можно было поступить, чтобы не обманывать меня?»

Допустим, ребёнок скажет, «если бы я сказал правду, ты бы орала». Тут нужно принять тот факт, что реакции взрослых сильно влияют на враньё ребёнка, и это очень неприятно, когда на него орут и он чувствует себя ужасно плохим. Понять, принять и подумать, как это можно тоже скорректировать.

Можно сказать: «Да, когда я расстраиваюсь, я могу кричать от того, что спать пора, а уроки не сделаны, а завтра тебе может за это влететь, а я этого не хочу!»

«Давай в следующий раз ты скажешь так: хочешь я тебе признаюсь честно, я не хочу ужасно делать уроки, мне даже хочется соврать тебе об этом, но я не буду. Тогда я скажу, что давай посмотрим, что можно с этим сделать. Я поблагодарю тебя за правду и скажу, давай я помогу тебе, или придумаем, что будет хорошего, если ты все-таки договоришься с собой и сделаешь хотя бы большую часть. Какая награда ждёт тебя, если ты сможешь! Например, я пойду печь пирог, и он будет тебя ждать через час, мы будем болтать и пить чай».

Можно порепетировать: ребёнок говорит честно, а взрослые реагируют без ора, оба по-новому договариваются и бьют по рукам. Таким образом, формируется новые нейронные дорожки в мозгу, и новый опыт становится другой привычкой, уже не вранья, а честности.

Если ребёнок симулирует болезнь, это часто про тот же процесс, описанный выше, когда ребёнку сложно признаться что устал, или не хочет в садик, в школу, или не верит, если он будет здоров и счастлив, что он получит столько же внимания, сколько и при болезни.
Честность — это навык, который зависит у нас от уверенности в себе
Честность — это навык, который зависит у нас от уверенности в себе
AD
AD

Частый вопрос у родителей, что делать, если ребёнок рассказывает про выдуманного друга. Как реагировать?

Это, конечно, звоночек, что ребёнок может в чем-то признаться только через друга. Как в Малыше и Карлсоне: «Это не я, это мой друг». Или «это не я так разозлился, это мне мой друг Мишка подсказал» — такая ширма, за которой можно прятать свои чувства и потребности. Когда помогаешь ребёнку это делать через себя, то нужда в друге отпадает.

Например, ребёнок говорит, что это не он все ягоды понадкусывал на торте, а его друг Тимошка. Не верным будет ответить: «Я знаю, нет никакого Тимошки, это все ты!» Лучше общаться какое-то время с ребёнком через этого друга, как некий мостик, к той части, которая боится, не решается, чего-то хочет, но не признается. «Я знаю, как это вкусно, ягоды на торте, мне бы тоже хотелось все понадкусывать, но передай, пожалуйста, Тимошке, что в следующий раз, можно спросить, можно мне ягоды с торта, и я обязательно дам не одну, а 5 ягод и именно тебе с Тимошкой».

Когда ребёнок расслабляется и понимает через виртуального друга, что все в порядке, он в безопасности и можно говорить прямо, и ты будешь принят и услышан, то друг, впоследствии, тоже отпадает.

Итак, если подвести итог, то честность — это навык, который зависит у нас от уверенности в себе, от ощущения безопасности и хорошего контакта. Чем мы больше себя принимаем и любим, тем мы крепче опираемся на себя и, тем легче говорить правду. Так что, чтобы наши дети были честными, надо поддерживать в них чувство самоценности и уверенности во взрослых, что их примут такими, какие они есть.



Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325